17 - 08 - 2017
Авторизация

Сейчас на сайте

Сейчас 108 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

Под электронно-библиотечной системой (ЭБС) понимается «организованная коллекция электронных документов, включающая издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающая возможность доступа к ним через сеть Интернет» (Электронно-библиотечные системы России: Отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев. М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2011 г.)

Нормативно-правовая документация, регламентирующая использование ЭБС в образовательной среде вуза

Согласно Закону РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (пункт 2 ст. 11),  федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности (полный текст закона).

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2011 г. N 1975 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования» (текст приказа), требования ФГОС ВПО относятся, в частности и к вопросам обеспечения обучающихся доступом к ЭБС.

В соответствии с ФГОС ВПО предусматривается:

  1. наличие библиотечного фонда высшего учебного заведения, укомплектованного печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинами базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет);
  2. обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе.

Издания, включенные в электронно-библиотечную систему, доступ обучающихся к которой обеспечивается высшим учебным заведением, должны учитываться при проверке укомплектованности библиотечного фонда высшего учебного заведения, в том числе фонда дополнительной литературы.

Очевидно, что при наличии в доступной для каждого обучающегося электронно-библиотечной системе изданий основной учебной литературы по какой-либо дисциплине (дисциплинам) требования о наличии в библиотечном фонде высшего учебного заведения экземпляров печатных и (или) электронных изданий по такой дисциплине (дисциплинам) не предъявляются.

Приказом Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 сентября 2011 г. N 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования» (текст приказа)  определены количественные и качественные характеристики ЭБС.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2010 г. N 588 «О внесении изменений в форму справки о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, утвержденную Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 сентября 2009 г. N 323» (текст приказа)

Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают:

  • обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет;
  • возможность одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем. При использовании нескольких электронно-библиотечных систем учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики;
  • доступность для обучающихся высшего учебного заведения не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в электронно-библиотечную систему, доступ к которой обеспечивается для обучающихся высшим учебным заведением.

Отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: